Версия для слабовидящих
Погода в Петрозаводске 2°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru

МДОУ "Детский сад №17"

г. Петрозаводск ул. Чернышевского д.26-а

Телефон

(8142) 73-30-68

Рабочая учебная программа
по реализации основной общеобразовательной программы МДОУ Детский сад №17
на 2017-2018 учебный год
Образовательная область «Музыка»
для детей раннего возраста (2-3 лет)

Составитель:
музыкальный руководитель Гуккина Ю.Б.
МДОУ Детский сад №17
31.08.2016 г.


                                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты  исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
               В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Истоки». Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного ми¬нимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учетом федерального компо¬нента образовательного стандарта (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) и приоритетным  направлением развития  МДОУ Детский сад №17. А также в соответствии с

• Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями)
•  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад   для детей раннего возраста №  17 «Аленький  цветочек»
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей 1младшей.
Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей де¬тей раннего возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
   - формирование основ музыкальной культуры дошкольников
   - формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
   - обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья  детей.
  Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:
- восприятие музыки;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- элементарное музицирование
-творчество (игровое, песенное, танцевальное)
    Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведе¬ние музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сен¬тября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по «Основной общеобразовательной программе МДОУ Детский сад №17.
  Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольни¬ков следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных     произведений;
-сформированность  двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластич¬ность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
     Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной  об¬разовательной деятельности  с учетом учебного плана:

                                                                      
                                                                      1 младшая группа
          Форма муз.    дея¬тель¬но¬сти                             Об¬ра¬зо¬ват. деят-ть
эс¬те¬тич. на¬правл-ти                                                     В неделю В год
  Количество Продолжительность Количество Продолжительность
  
2
 
10 мин.

 
72
                  
               12 ч

 Праздники,      раз-вле-чения 

 20 мин. 
12
 
                 4 ч.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ   реализации образовательной области «МУЗЫКА»

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через реше¬ние следующих задач:
развитие  музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие музыкальности детей;
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

-развитие способности эмоционально воспринимать музыку

-знакомство с музыкальными произведениями, творчеством композиторов, накопление музыкальных   впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культуры слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительно¬сти; формирование музыкального вкуса.

Раздел «ПЕНИЕ»    
       -развитие эмоциональной отзывчивости на характер песен
      -формирование у детей певческих умений и навыков
-формирование навыка коллективного и индивидуального пения
      -развитие ладотонального, звуковысотного, метроритмического слуха.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства
-передавать в движении характер музыки
- развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
-воспитывать коммуникативные качества, развивать художественное воображение

Раздел «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых, коммуникативных качеств : выдержка, настойчивость, целеустрем¬ленность, усидчивость.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно постав¬ленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровиза¬ции на детских музыкальных инструментах. Музыкальные занятия состоят из   3 частей.                                                                                                                                                                                                                                                  
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые бу¬дут использованы в плясках, танцах, хороводах.
           Основная часть.
Восприятие  музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих  художест¬венно-музыкальный образ. Эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряже¬ния в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знаком¬ство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Заключительная часть.
Игра или пляска.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
       Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование му-зыки:
-на утренней гимна-стике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных заня¬тиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окру¬жающим миром, разви¬тие речи, изобрази¬тельная деятельность)
- во время  прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-другие занятия
-театрализованная дея-тельность
-слушание музыкальных произведений в группе
-прогулка  (подпевание знакомых песен, попевок)
-детские игры, забавы, потешки 
     - рассматривание кар¬тинок, иллюстраций в детских книгах, репродук¬ций, предметов окружаю¬щей действительности; Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы-кальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, ат¬рибутов для ряженья, элементов костюмов различных персона¬жей, ТСО.
Экспериментирование со звуком Консультации для роди¬телей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите¬лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для де-тей, совместные вы¬ступления детей и родителей, шумовой оркестр)
Открытые мероприятия для родителей
Создание наглядно-пе-дагогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки, ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
Прослушивание аудио¬записей с просмот¬ром соответствую¬щих картинок, иллю-страций
                                                                       Раздел «ПЕНИЕ»
Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные             Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование пения:
- на музыкальных заня¬тиях;
- во время умывания
- на других занятиях
- во время  прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
-в театрализованной деятельности
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Подпевание и пение зна¬комых песенок, попевок во время игр, прогулок в теплую погоду
- Подпевание и пение зна¬комых песенок, попевок при рассматривании кар-тинок, иллюстраций в детских книгах, репродук¬ций, предметов окружаю¬щей действительности Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов (озвученных и не озву¬ченных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите-лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для детей, совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родите-лей
Создание наглядно-педа¬гогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
Прослушивание аудио-записей с просмот-ром соответствую-щих картинок, иллю¬страций, совместное подпевание

                                            .Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование музы-кально-ритмиче-ских движений:
-на утренней гимна-стике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных заня¬тиях;
- на других занятиях
- во время  прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Игры, хороводы  Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов, музыкальных игрушек, атрибутов для театра¬лизации, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите-лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для детей, совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родите-лей
Создание наглядно-педа¬гогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
                       
                                   Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
        Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
- на музыкальных заня¬тиях;
- на других занятиях
- во время  прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и раз¬влечениях  Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Игры Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, иллюстрированных тетрадей с песенным репертуаром, теат-ральных кукол, атрибу¬тов для ряженья, эле¬ментов костюмов раз¬личных персонажей. Портреты композито¬ров. ТСО
Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками,
Музыкально-дидактиче-ские игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите¬лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для детей, совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
Открытые мероприятия для родителей
Создание наглядно-пе-дагогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье

 

                      Группа общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет.                                                   Пер¬вая младшая группа
 Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 2-3 лет.
Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности де¬тей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:
1. Развитие музыкально художественной деятельности;
2. Приобщение к музыкальному искусству.

Восприятие музыки
 Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, му¬зыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержа¬ние. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, ме¬таллофона).
Пение
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремлении внимательно вслушиваться в содержании песни. Развивать умение подпевать фразы в песнях (совместно с педагогом.)
         Музыкально-ритмические движения
         Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого (хлопать, притопывать ногой, вы¬полнять полуприседания, повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движения с началом музыки и за¬канчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Со¬вершенствовать умение ходьбы и бега, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
  Занятия проходит 2 раза в неделю  продолжительностью  не более 8-10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государ¬ственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанни¬ков в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К концу году ребёнок:
• Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий)
• Вместе с педагогом подпевает в песне музыкальные фразы
• Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки
• Выполняет простейшие танцевальные движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук
называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОССТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование му-зыки:
-на утренней гимна-стике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных заня¬тиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окру¬жающим миром, разви¬тие речи, изобрази¬тельная деятельность)
- во время  прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-другие занятия
-театрализованная дея-тельность
-слушание музыкальных произведений в группе
-прогулка  (подпевание знакомых песен, попевок)
-детские игры, забавы, потешки 
     - рассматривание кар¬тинок, иллюстраций в детских книгах, репродук¬ций, предметов окружаю¬щей действительности; Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы-кальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, ат¬рибутов для ряженья, элементов костюмов различных персона¬жей, ТСО.
Экспериментирование со звуком Консультации для роди¬телей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите¬лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для де-тей, совместные вы¬ступления детей и родителей, шумовой оркестр)
Открытые мероприятия для родите¬лей
Создание наглядно-пе-дагогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
Прослушивание аудио¬записей с просмот¬ром соответствую¬щих картинок, иллю-страций
                                                                          Раздел «ПЕНИЕ»
     Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организации детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование пения:
- на музыкальных заня¬тиях;
- во время умывания
- на других занятиях
- во время  прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
-в театрализованной деятельности
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Подпевание и пение зна¬комых песенок, попевок во время игр, прогулок в теплую погоду
- Подпевание и пение зна¬комых песенок, попевок при рассматривании кар-тинок, иллюстраций в детских книгах, репродук¬ций, предметов окружаю¬щей действительности Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов (озвученных и не озву¬ченных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите-лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для детей, совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
Открытые мероприятия для родите¬лей
Создание наглядно-педа¬гогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
Прослушивание аудио-записей с просмот-ром соответствую-щих картинок, иллю¬страций, совместное подпевание
                                         Раздел «ЭЛЕМЕНТРАНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организа-ции детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование музы-кально-ритмиче-ских движений:
-на утренней гимна-стике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных заня¬тиях;
- на других занятиях
- во время  прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и раз¬влечениях Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Игры, хороводы Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов, музыкальных игрушек, атрибутов для театра¬лизации, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите-лей в праздники и подготовку к ним)
Театрализованная дея-тельность (концерты родителей для детей, совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
Открытые музыкальные занятия для родите-лей
Создание наглядно-педа¬гогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Создание музея люби-мого композитора
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Формы работы   
Режимные моменты  Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная дея-тельность детей Совместная деятель-ность с семьей
Формы организа-ции детей   
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные  Индивидуальные
Подгрупповые
  Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
- на музыкальных заня¬тиях;
- на других занятиях
- во время  прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и раз¬влечениях  Занятия
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная дея-тельность
-Игры Создание условий для са¬мостоятельной музы¬кальной деятельности в группе: подбор музы¬кальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстриро-ванных «нотных тетра¬дей по песенному ре-пертуару», театраль-ных кукол, атрибутов для ряженья, элемен¬тов костюмов различ¬ных персонажей,ТСО
Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками,
Музыкально-дидактиче-ские игры Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родите¬лей в праздники и подготовку к ним)
      Совместные выступ¬ления детей и роди¬телей, совместные театрализованные представления, шу-мовой оркестр)
      Открытые мероприятия для родите¬лей
       Создание наглядно-педагогической пропа¬ганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи роди¬телям по созданию предметно-музы-кальной среды в се-мье
                      
Контроль за развитием музыкальных способностей
Критерии диагностики:
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной куль¬туры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в  одной из возрастных групп дет¬ского сада.
Форма проведения: Групповая и индивидуальная
Оценка уровня развития (по пятибалльной системе: 5  баллов– ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. 4 балла – ребенок выполняет задания самостоятельно или с частичной помощью взрослого, 3 балла –  ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
 Для индивидуального обследовании заранее подбираются музыкальные произведения и разрабатываются   задания для детей.
 При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следую¬щими критериями:
Дети 2-3 лет
1. Ладовое чувство:
-просьба повторить;
-наличие любимых произведений;
-узнавание знакомой мелодии;
-высказывания о характере музыки (двухча¬стная  и др.форма);
- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- определение окончания мелодии (для детей средней группы);
- определение правильности интонации в пе¬нии у себя и у других (для детей средней группы).
2. Музыкально-слуховые представления:
- пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением (для детей младшей группы – выразительное подпевание);
- воспроизведение хорошо знакомой попевки из 1-2 звуков на металлофоне (для детей средней группы).
3. Чувство ритма:
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
- соответствие эмоциональной окраски и ритма  движений характеру и ритму  музыки с контрастными частями.


 Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса
Вид музыкальной деятельности  Учебно-методический комплекс  
1. Восприятие
Музыки: 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Автор¬ская программа и методические рекомендации. – М., 1999.
2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений. – М., 2000.
3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.
4. Портреты русских и зарубежных композиторов
5. Наглядно - иллюстративный материал:
   - сюжетные картины;
   - пейзажи (времена года);
   - комплект “Музыкальные инструменты»
  -  плакат «Симфонический оркестр»
  -  музыкально – дидактические игры
6. Музыкальный центр «LG»
7. Синтезатор
8. Мультимедиапроектор
9. Телевизор
10. DVD плейер
 
 Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
2. Пение: музы¬кально-слуховые представления  Дид. игры: «Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»; «Чудесный мешочек»; «Где мои детки?»; «Музыкаль¬ный волчок»; «Веселый паровоз»; «Музыкальный те¬лефон»  «Три танца»; «Лестница»; «Уга-дай колокольчик»; «Три поро-сенка»; «На чем играю?»; «Гром¬кая и тихая музыка»; «Узнай  ин¬струмент» , «Сколько нас поет?»
- ладовое чувство   «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело»;
  «Грустно - весело»
- чувство ритма «Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы»  «Ритмическое эхо»;  «Определи по ритму», «Сыграй, как я»
Вид музыкальной деятельности  Наглядно-иллюстративный материал 
3. Музыкально-ритмические дви¬жения  1. Т. Суворова «Танцевальгая ритмика для детей- 5 дисков
2. А. Буренина «Ритмическая мозаика» - 4 аудиокас¬сеты
3. Разноцветные флажки  - 50 штук.
4. Разноцветны платочки – 50 штук.
5. Султанчики – 50 шт.
6. Кубики – 50 шт
7. Цветные ленточки -50 штук
8.Цветы – 50 штук
9. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака и др.
10. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух и др.
10. Косынки цветные – 20 шт.штук.   
Программное обеспечение:
Перечень ком-плексных про-грамм  Программы:
 Программа воспитания и обучения в детском саду.  / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Перечень парци-альных программ и технологий  Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические   ре-комендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
 Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» авторская программа по ритмической пластике для детей СПб 2000г.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб. 2001г.

Перечень посо-бий 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

 Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:
2.  О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.
 «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.
3. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» комплект из 4 аудиокассет.
4.«Праздники и развлечения в детском саду».- М. «Мозаика – Синтез».2006 (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
5. М.Б. Зацепина «Дни воинской славы» - М. «Мозаика – синтез».2008. ( Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
6. Новикова Г.П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста» М.: «АРКТИ» 2003 г.
7. Зарецкая Н.В. « Танцы для детей дошкольного возраста» М.: «АЙРИС ПРЕСС» 2008
8. Л. Гераскина «Ожидание чуда» музыкальные занятия для детей мл. и ст. дошкольного возраста. Издательский дом «Воспитание дошкольника 2003 г. (Библиотека журнала «.Дошкольное воспитание».
9. З. Роот «Танцы для детского сада» М.: «АЙРИС ПРЕСС» 2007г.
10. Журнал «Музыкальный руководитель» М. Издательский дом «Воспитание дошкольника»