Версия для слабовидящих
Погода в Петрозаводске 12°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru

МДОУ "Детский сад №17"

г. Петрозаводск ул. Чернышевского д.26-а

Телефон

(8142) 73-30-68

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

~~Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад для детей раннего возраста № 17 «Аленький цветочек»
(МДОУ «Детский сад № 17»)
_____________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО:
Председатель совета трудового коллектива МДОУ «Детский сад № 17» ____________________ Н.Л. Попова 
« 10 » января 2014 г. УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ «Детский сад № 17 

___________________ Т.Т.Кодина 
                                   « 10 » января 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 «Аленький цветочек» (далее по тексту – МДОУ) разработано на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей.
1.1. Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
1.2. Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого педагогического работника МДОУ. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.
1.3. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.4. Настоящее Положение служит целям:
 повышения доверия граждан к МДОУ;
 установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
 содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МДОУ;
 регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
 воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.5. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МДОУ.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРЕД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: законность; объективность; компетентность; независимость; справедливость; честность; гуманность; демократичность; профессионализм; взаимоуважение; конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
 оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МДОУ;
 исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;
 осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
 не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
 соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
 уведомлять администрацию МДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
 соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;
 проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
 проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
 придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МДОУ социальных функций;
 принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
 быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
 обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
 поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
 не терять чувство меры и самообладания;
 соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
 постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
 поддерживать порядок на рабочем месте;
 соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
 ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
 грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
 содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
 логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
 доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
 лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
 уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
 поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МДОУ;
 пренебрежительных отзывов о деятельности своего МДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими МДОУ;
 преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
 проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
 любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
 высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессионных групп;
 резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
 грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
 угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
 поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов МБДОУ в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться к администрации МДОУ за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПЕРЕД ВОСПИТАННИКАМИ
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:
 признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;
 сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
 стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
 выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
 при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
 проявляют толерантность;
 защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
 принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
 осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
 прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
 вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;
 стремятся стать для них положительным примером;
 применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
 гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.
3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:
 навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
 оценки их личности и личности их законных представителей;
 предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
 предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;
 отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;
 требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
 проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;
 употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
 курения в помещениях и на территории МБДОУ.

4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРЕД ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:
 помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МДОУ в целом;
 начинать общение с приветствия;
 проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
 выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
 относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
 высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
 выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
 разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
 принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны:
 заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;
 перебивать их в грубой форме;
 проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
 разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
 разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;
 переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей.
4.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
4.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

5. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПЕРЕД КОЛЛЕГАМИ
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
 поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;
 поддерживают и продвигают их интересы;
 помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МДОУ.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
 пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
 предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
 обсуждения их недостатков и личной жизни.

6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МДОУ
ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
6.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
6.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.
6.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.
6.4. Представителям администрации следует:
 формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
 быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
 помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
 регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
 пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
 обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
 способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности МДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;
 оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.


7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Нарушение требований настоящего положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечёт моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Введено в действие приказом №2/1  от 13.01.2014 года