Версия для слабовидящих
Погода в Петрозаводске 3°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru

МДОУ "Детский сад №17"

г. Петрозаводск ул. Чернышевского д.26-а

Телефон

(8142) 73-30-68

Возрастные особенности детей раннего возраста

Ранний  и младший   дошкольный  возраст - особый период в развитии малыша. Он самостоятельно стал осваивать окружающий мир, так как научился ходить. Несомненно, он уже требует значительно больше внимания от окружающих его взрослых. Малышу интересно все вокруг, высокая познавательная активность в сочетании с возможностью самостоятельного передвижения лежат в основе его исследовательской деятельности - открывание шкафов, изучение маминой косметики, папиных рабочих инструментов, бытовой техники, розеток и пр. Конечно, большой интерес вызывают и игрушки, но не только внешний вид является предметом познания, но и внутреннее содержание. Поэтому так часто дорогие игрушки, которые покупаются родителями с дальнейшей перспективой, оказываются сломанными, а книжки изрисованными и разорванными.

В этот возрастной период ребенок нуждается в тесном взаимодействии со взрослыми, именно специально организованная совместная деятельность малыша и взрослого не только поможет избежать неприятностей, доставит удовольствие партнерам, но и станет основой для возникновения качественных изменений в психическом развитии ребенка. Такие изменения психологи называют новообразованиями возраста.

         В период от 1 года до 3 лет деятельность ребенка с предметами является основной, именно в рамках взаимодействия в этой деятельности со взрослым ребенок наиболее эффективно овладевает речью. Он учится не только понимать речь окружающих, но и самостоятельно обращаться к партнеру по деятельности.

Первая младшая группа (от 1 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.